Ищем звук Ричи Блэкмора — гитарные эффекты

Сегодняшняя статья из цикла статей про звук Ричи Блэкмора — про используемые им гитарные эффекты.


Вообще говоря, по сравнению с другими гитаристами, Ричи никогда не баловался здоровенными педалбордами с бесконечными наборами «примочек», типа такого:

Конкретно в случае Ричи принято говорить, что его звук создавали его Руки. Ну и его Маршаллы. Но говорить о полном отсутствии промежуточной обработки сигнала между гитарой и усилителем, разумеется, неверно: кое-что в арсенале эффектов было у Ричи в загашнике.

Гитарные эффекты 1960-х годов

К сожалению, история сохранила мало достоверных сведений об используемом в этот период звуковом оборудовании Ричи.

В паре с усилителем VOX AC30 использовались эффекты (предположительно):

  • Mastro/Gibson “Fuzz Tone”;
  • Sola Sound “Tone-Bender”;
  • Clyde McCoy Wah-Wah:
Повторюсь, вероятность использования конкретно этих приборов не 100%


Гитарные эффекты 1970…80-х годов

А вот об эффектах более поздней эпохи уже есть надёжные сведения.

Marshall Fuzz Reverb Unit

На концертах того времени за спиной у Блэкмора заметен ящик с логотипом “Marshall”, который можно ошибочно принять за малогабаритный экстра-усилитель Ричи, ибо габариты коробки были существенно меньше, чем головы Мажоров:

Хоть внешнее исполнение и напоминает классические кабинеты усилителей Marshall, эта коробка всё же представляет собой транзисторный фузз-аппарат с набортным пружинным ревербератором, и называется она Marshall Fuzz Reverb Unit (модель 2021):

На ранних концертах Deep Purple, когда Ричи вступал в стадию планового надругания над гитарой, треск и шум инструмента дополнительно озвучивался этим прибором, внося некую трагическую реверберацию в судьбе истязаемой гитары:

На 4:39 Ричи целенаправленно пихает ревербератор, грохот от пружин слышен отчётливо

Кроме ревербератора, Ричи, по-видимому, задействовал и фуззовые свойства прибора.

Hornby Skewes Treble Booster

Как говорилось в предыдущей статье про усилители, сами по себе Мажоры перегружали звук слабо (по сравнению с другими усилителями), да и VOX AC30 имеет не самый «тяжёлый» перегруз, поэтому сигнал с гитары перед подачей в усилитель требовалось усиливать.

В случае Ричи для этого использовалась коробочка Hornby Skewes Treble Booster:

На фотографиях и видеоконцертах того времени бустер легко идентифицируется:

Несмотря на наличие в кадре Гиллана, коробочка находится за кружкой (предположительно с кофе)

Схема бустера Hornby Skewes предельно проста:

Основной и в тоже время самый каверзный элемент схемы — транзистор Q1 (2N4061). Самые лучшие по звучанию педали основаны на германиевых транзисторах, но германий — «шумный» элемент, и очень трудно подобрать транзистор с оптимальными характеристиками. Бустеры, основанные на кремниевом транзисторе, шумят меньше.

У Ричи в арсенале было несколько таких педалей, на разных видах транзисторов, некоторые из них были с дополнительными «крутилками», очевидно, для регулирования уровня перегруза.

Ввиду простоты схемы, такую педаль можно собрать и самому, но следует учесть вышеупомянутую сложность подбора транзистора с правильными характеристиками. Если нет возможности выбора, можно обратиться к готовым решениям, например, BSM HS-S Treble Booster — правильный бустер с отличным звучанием:

Вообще говоря, на сайте www.treblebooster.net можно подобрать педаль для воссоздания звука Блэкмора практически любого периода. Сам создатель — Bernd C. Meiser — большой поклонник таланта Ричи Блэкмора и талантливый радиотехник

Педали россыпью

В этот период Ричи также был замечен в использовании следующих гитарных эффектов:

  • Arbiter “Add A Sound” (эффект октавера):
  • Arbiter Soundette (эффект задержки на основе вращающегося магнитного диска):
  • WEM Watkins Copicat (эффект задержки на основе магнитной ленты):
  • **Dallas Arbiter Fuzz Face* (легендарная фузз-педаль в виде громадного смайлика):
  • Uni-Vibe (фазер):
  • уже в 70-х Ричи пробовал эксперименты с гитарными синтезаторами, например, **EMS Hi-Fli*:

В 1980-е годах также были задействованы:

  • Gerd Schulte Compact Phasing A (фазер):
  • электронный смычок Heet Sound E-Bow:

Кроме того, в эксплуатации у Ричи были эффект-приборы, бывшие, так сказать, на виду:

Moog Taurus I

На всех концертных видео на краю сцены видна клинообразная коробка, и я не мог долгое время понять предназначение этой басовой педали-аналогового синтезатора.

Но после просмотра этого отрывка концерта все вопросы отпали сами собой:

Условно говоря, Ричи использует эту педаль при импровизациях, задавая общую тональность — для этого на коробке размечены ноты, соответствующие каждой педали (не правда ли, расположение педалей аналогично клавишам на фортепиано?):

Правда, в этом ролике Ричи задёт тональность уничтожения гитары, но это как бэ из той же оперы

Синтезатор, несмотря на свою архаичность и старомодность, успешно просуществовал до турне Ritchie Blackmore’s Rainbow в 1995…97 годах включительно, обретя мощное бронирование:

Если внимательно рассмотреть верхнюю фотографию, то можно заметить некую наполную конструкцию с кнопкой: это выключатель самой важной составляющей звука Ричи, см. ↓

AIWA TP-1011

Да-да, старый-добрый бобинник Айва занимает своё заслуженное место среди эффектов Блэкмора. Этот магнитофон является такой же важной составляющей звука Ричи, как, скажем, гитара Фендер Стратокастер или усилитель Маршалл Мажор. Ричи даже был готов отменить концерт в Москве, когда Айва вовремя не подъехала на сцену…

Казалось бы, какое применение может найти гитарист этому бытовому магнитофону? К тому же он и не ламповый, а чисто транзисторный…

Обратим взор чуть выше, к дилею WEM Watkins Copicat.

Физический алгоритм его работы таков: гитарный сигнал записывается магнитной головкой на непрерывно движущуюся магнитную ленту, и записанный сигнал ТУТ ЖЕ воспроизводится другой магнитной головкой. В зависимости от скорости движения ленты и расстояния между головками, входной и выходной сигнал разделяет небольшой временной промежуток. Если подмешать записанный сигнал к исходному, можно получить эффект задержки (эхо). Соответственно, при изменении скорости ленты получаются различные значения задержки.

Этот принцип можно перенести и на магнитофоны, оснащённые микрофонным входом и линейным выходом — подчеркну, схема переносится один-в-один, разве что бесконечной ленты в магнитофонах нет, но длины ленты в бобине хватает на час-два использования.

Этим и воспользовался Блэкмор, создав на основе Айвы собственную задержку сигнала-эхо. Классический мощнейший пример звучания — песня Mistreated с концерта California Jam 1974 года:

Аппарат позволяет регулировать скорость движения ленты (19 см/сек — 9,5 см/сек — 4,75 см/сек), и при постоянном расстоянии головок друг от друга это даёт различные значения задержки: ⅓ и ⅔ секунды. Например, в Deep Purple состава Mark 3 время задержки выставлялось исключительно ⅓ секунды. Позже, в Rainbow, стандартом стали ⅔ секунды.

Но с другой стороны, мы уже знаем, что у Ричи использовал как минимум две приставки для эффекта задержки. Так зачем ему ещё одна здоровенная махина, да ещё к тому же с потенциально ненадёжной лентой?

Ответ на этот вопрос может показаться мистическим, но выяснилось, что микрофонный предусилитель (а Ричи втыкался именно в разъём для микрофона) отлично звучит вместе со звукоснимателями на гитарах Блэкмора! Балансируя уровнями входного / выходного сигнала, можно аппарат заставить работать как предварительный усилитель сигнала, как тот же бустер!

Вернёмся к Мажорам — одним из свойств этих усилителей являлась невысокая степень искажений / перегруза (относительно других гитарных усилителей) при максимальной мощности, и использование Айвы как предусилителя позволило раскачать сигнал до нужной степени без потребности в отдельном бустере.

Конечно, предпринимались попытки подружить Айву с Hornby Skewes, но результирующий звук был слишком рваным и шумным

Таким образом, даже если запись не велась и аппарат был поставлен на паузу, Айва работала в режиме предварительного усилителя, идеально гармонирующего с синглами (звукоснимателями) гитары Ричи Блэкмора и отлично раскачиваюшего Мажоры.

На сцене Ричи сам управлял включением / выключением эффекта задержки — для этого в двух местах сцены были установлены выключатели:

  • этот выключатель марки Acoustic располагался рядом с синтезатором Taurus (в разделе Тауруса как раз виден он):
  • а этот выключатель марки Morley — рядом с пьедесталом Пейси или даже на нём самом (не на Пейси):

Начиная с момента появления в 1974 году, ни один концерт, ни одна студийная запись не обходится без старого проверенного друга, даже в рамках акустического по своей сути проекта Blackmore’s Night.

  • Айва в 1980 году:
  • Айва в 1982 году:
  • Айва в 1995 году:
  • Айва в Blackmore’s Night:

Даже в нынешнем турне 2013 года Ричи не забывает Айву:

На фото позируют задняя стенка Айвы и нынешний роуди Блэкмора Джим Мангард

Правда, время всё же негативно повлияло на Айву, выведя из строя механизм записи (с 1995 года), но волшебные свойства магнитофона, «подогревающие» сигнал, по-прежнему востребованы Маэстро.

Функции задержки вместо Айвы возложены на цифровой дилей YAMAHA.

Гитарные синтезаторы Roland

Ричи Блэкмор как перфекционист постоянно искал пути совершенствования своего звука. Выше уже было упомянуто о первых экспериментах с гитарными синтезаторами, на примере **EMS Hi-Fli*.

Начиная с середины 1980-х годов Ричи продолжает эксперименты с гитарными синтезаторами, на этот раз — японской фирмы Roland.

Гитарный синтезатор Roland представляет из себя следующую схему:

  • монофонический MIDI-датчик, установленный на гитаре, снимает сигнал со струн;
  • сигнал с датчика поступает в коммутационный и управляющий модуль, закреплённый на гитаре (опционально к MIDI-сигналу можно подмешать сигнал со штатных звукоснимателей гитары);
  • собственно сам процессор принимает MIDI-сигнал с модуля и обрабатывает его (я полагаю, по принципу секвенсеров, с заранее загруженными сэмплами / патчами):

Разработки Roland считаются одними из самых мощных среди гитарных синтезаторов, что делает неудивительным тот факт, что они нашли широкое применение и у Ричи Блэкмора.

Если обратиться к гитарам Маэстро, то ближе к концу 1990-х годов все Стратокастеры без исключения были оснащены таинственными звукоснимателями и коробочками чёрного цвета Roland GK-1:

Это и есть начальный компонент синтезаторной подсистемы, реализованной Блэкмора. Отдельным кабелем MIDI-данные (а гитары Ричи подключались в обязательном порядке двумя кабелями, один инструментальный, второй — MIDI-кабель Roland) доходили до процессора Roland GR-700:

Обработанный сигнал возвращался в Маршаллы и микшировался с основным. Так, например, обеспечивался эффект октавера в концертных записях 1993 года Come Hell Or High Water:

Обратите внимание на характер октавы вниз в соло к Difficult To Cure с 3:42 — это чистая работа Roland!

Также у гитарных систем Roland есть возможность самостоятельного выбора программы / патча непосредственно с пульта управления на гитаре, а также микширования сигнала звукоснимателей и обработанного Roland.

В 1995 году гитарный синтезатор Roland был обновлён до модели GR-50 в рэковом исполнении.

Кроме того, в ассортименте эффектов Ричи появились несколько других приборов:

Сверху вниз:
— источник питания Gemini PL-9;
— процессор Roland GR-50 в рэковом исполнении;
— цифровой тюнер Korg DT-1 Pro;
— ламповый преамп / цифровой процессор эффектов DigiTech GFX-1 Twin Tube;
— графический эквалайзер Gemini PVX 30;
— линейный микшер Yamaha MV802

В эпоху Blackmore’s Night MIDI-датчик был обновлён, вместо GK-1 появился более современный GK-2 треугольной формы:

Также отмечу, что Ричи не ограничился установкой систем Roland только на своём боевом Стратокастере 1977 года — датчики GK-2 были установлены на полуакустическом Телекастере…:

…и акустических гитарах:

Например, вступление к Way To Mandalay играется на акустической гитаре, но эффект создаётся именно Roland.
Есть определённое подозрение, что именно этой библиотекой, обращаю внимание на №68:

Подписаться на блог
Поделиться
Отправить
Запинить
16 комментариев
СПАСИБО

О**ТЕЛЬНО! С ДЕТСТВА ЛОМАЛ ГОЛОВУ!

— спасибо, но тут не матерятся

Вячеслав П.

Очень привлекает именно звук «октавера».
Обычный октавер вряд ли даст такой эффект?
Именно Блекморовский, ненавязчивый, приятно слушать.
Вообще, интригующие, и манера исполнения и качество звука.

Мурат Шидаков

В принципе да, октавер с первой октавой на 40%, привносит знакомые нотки в звучание… тот самый Восток
К примеру, на своём Boss OC-3 я достигаю вполне приемлемого эффекта

Но следует учитывать, что у позднего Ричи не простая система октавизации — у него сложная MIDI-архитектура с задействованием Роланда

Дмитрий Андриевский

Приветствую!
У Вас иногда всплывает небезызвестная Ritchie’s Sound. Скажите, может где сталкивались с аналогом, но только программным? например пресет для  Guitar Rig 5.
для себя подобрал уже более-менее похоже, но когда послушал записи, представленные на сайте примочки, понял, что был еще далек:)
Заранее спасибо!

Мурат Шидаков

Доброго дня!

Я в свое время тоже нащупывал настройки в Guitar Rig, прям однозначно не находил... есть предустановленные пресеты Made In Japan и второй какой-то (не помню, но были в секции Rock), там как раз была использована модель усилка Plexi, то бишь Marshall

Можно за точку отсчета взять этот пресет, ну и дорабатывать уже самому

Успехов!

Геннадий

Доброго время суток!

Что за усиление за спиной Гловера? Что за кабинеты с рупорами?

https://scontent-a-fra.xx.fbcdn.net/hphotos-ash3/t31.0-8/1495930_736552739698602_42007017_o.jpg

Спасибо!

Мурат Шидаков

Добрый

Может вращающиеся спикеры типа Лесли для клавишных Лорда?

Александр

Мурат, спасибо за материал. Ваша тщательность и терпеливость заслуживает уважения.
Добрый совет — не покупайте, элементы гитары из «конструкторов-наборов» Америки или Европы. С учётом Вашего информационного опыта, потратьте силы на поиск в совоём регионе специалистов токарей и т. п., станков с ЧПУ — Вы в союзе сними сделаете или клон как у Ричи или лучше.
Не пугайтесь моего совета — просто у Вас затрачено много сил, и если не пользоваться вот комплектующими по почте — у Вас будет совсем другой эффект!!! Ещё продавать сможете по все планете клоны (в хорошем смысле слова) легендарной гитары.

Мурат Шидаков

Спасибо за совет, Александр :)

Два моих Страта — это воплощение того, каким я видел свою интерпретацию легендарных инструментов Маэстро.
Причём первый это некая вольная реализация, а 77 — максимально приближенный к оригинальному Страту S778960.

Так что на этом эпопею по воссозданию Стратов я пока приостанавливаю.

А те усилия, которые я вложил в них… ну это тоже опыт, и мне совсем не жалко этого потерянного времени, по-крайней мере, все нюансы для меня уже ясны.

И мне безумно приятно, что мои поиски по достоинству оцениваются всеми поклонниками Ричи Блэкмора по всему миру, очень приятно!

Александр

Да, Блэкмор настоящий музыкант, кто способен то поёмет как это важно.
А мой совет, ОЧЕНЬ советую воплотите — технологии сейчас позволяют.
В США и ЕС давно ничего хорошего не делают массово и не пришлют :)) — дерево нужно хорошее, посушить естественным путем, железо точнеешее тоже важно, клеи качественные и т. д. и т. п. — Ваш клон гитары обязательно многие ещё и купят или сами будете лучшим на планете.
Сам себе рассчитывал гитару по всем законом физики, сопромата, акустики и  др потом мастера ждал 4 месяца и всё обошлось помимо моего труда + 120000 рублей. Правда сам мастер сказал, что впервые за 35 лет как хорошо зазвучала гитара и сразу.
А у Вас уже всё под контролем :)
Прошу мои слова в хорошем смысле воспринимать, просто пишу на ходу :) возможно не все слова точны, но смысл понятен.
Всем хорошего дня.

Мурат Шидаков

Всё в порядке, я пока закрыл для себя тему гонки Страта Ричи :)

Но парочка Лейс Сенсоров у меня лежит в загашнике, так что… :)

Александр

:) понимаю Вас :) сам запасливо «боюсь чего выкинуть» :))
Кстати сообщу для Вас и всех посетителей,
Вышла новая версия педали Владимира Колтунова «Ritchie’s sound 3» ТРИ!
Надеюсь это ещё новость :))

Александр

Мурат, вопрос. Вы пишите, что с 1995 года после поломки механизма на бабином магнитофоне функция делая перешла цифровой дилей Yamaha.
Вопрос на какой?
А то на фото, где гитарная стойка, из Yamaha есть только микшерный пульт.
Заранее благодарю за ответ.

Мурат Шидаков

Этот факт написан со слов коллег, которые видели современную цепь эффектов, фотографию приложить, увы, не могу

Александр

Здравствуйте, Мурат. Опять вернулся на Ваш сайт и ещё раз перечитываю Ваш труд про звукообразование — круто :) Есть предложение :) надеюсь всем будет интересно и Ваш сайт станет ещё популярнее.
Учитывая ваш большой личный опыт и знания, возникло предложение.
Если есть возможность, ПОЖАЛУЙСТА. напишите оптимальный на Ваш взгляд, тракт из !!!современных!!! эффектов для создания звука близкому к звуку Ричи Блэкмора,
которые выдержат следующие требования:

  1. Начало — это ламповый преамп, далее эффекты ...
  2. Чтобы не мылили, не съедали звук (важный пункт).
  3. Для каждого эффекта, хорошо бы написать положение ручек, в понятных значениях

Заранее благодарю.

Askhat

Добрый день, внесу маленький кусочек от себя. Как то ехал в машине и встретил старого школьного друга, далекого от рок музыки, но профессионала скрипача. По пути он вдруг заинтересовался одним из Ритчиных длинных соло. Он сказал тогда, как интересно звучит инструмент.....он играет смычком? Я сказал нет, но медиатор из черепахи. Раз постороннему так стало интересно, решил доканать этот вопрос. Так вот проезжал я прошлым летом мимо блошиного рынка рядом с гостиничным комплексом Измайлово и дернул черт меня туда заглянуть. Помимо того, что обнаружилось много интересных вещей из прошлого, неожиданно напоролся на мужичка у которого всякие поделки, типа брошки из панциря черепахи. Заказал я ему сделать медиаторы из тоненького кусочка. Долго правда пришлось ждать, парень необязательный оказался, но когда дождался и приехал домой, то офигел......вот он Ритчин звук. Эта характерная скрипота ранних Дипов и Рейнбоу. Найдете тоненький кусочек панциря выточите себе такой......удовольствие получите.....теперь обыкновенными играть не могу, да и не звучит......

Мурат Шидаков

Совершенно верно, натуральный черепаховый материал медиатора вносит свои коррективы в звук Ричи
Я как раз-таки нашёл кусочек натурального панциря: http://schidakov.ru/all/blackmore-secrets-plectrum/

Askhat

Твердость действительно в таком медиаторе присутствует, причем в сочетании с поразительной легкостью.....но дело еще и вот в чем.....кромка у такого медиатора вся зернистая, она как бы скребет по струне и этим чем то похожа на смычок.....думаю никакой пластик такой структуры не имеет. Отсюда характерный звук гитары. Он замечательно четко слышен глубокой ночью, когда все звуки вокруг замирают, возьмешь гитару и потихоньку начинаешь играть, вот тут четко слышен Ритчевский призвук, аж мурашки по телу.....

Сергей Лоскин

Доброго времени суток! Нечаянно наткнулся на вот такое фото.
http://f-picture.net/fp/c585571c0b94476c934864a00f1fbe0a

Мурат Шидаков

Кажется, это был инструмент-солянка авторства Джона Бирча (полагаю, стоковые фендеровские деревяшки + датчики Бирча):
https://en.wikipedia.org/wiki/John_Birch_(luthier)

Сергей Лоскин

Мурат! Спасибо за ответ!
А вот это?
http://s020.radikal.ru/i710/1601/fa/96882a8f2ee4.jpg

Мурат Шидаков

Леворукий Страт, Хендрикс наоборот

Сергей Лоскин

Это-то понятно! ))) Что именно за страт? Что о нем известно?

Мурат Шидаков

История умалчивает

Gleb GuitarHero

Обычный леворукий страт, прост прицепили гриф от леворукого Ягуара, лично это моё мнение...

Вячеслав

Не затронут ещё один аспект звучания. У Блекмора,кстати и у Малмстина в звуке присутствует некая «труба». Будто хорус но не хорус. Так вот подобное качество звучания получил следующим образом. На гитарный сигнал повесил плагин спикерсимулятор лепу. В стереорежиме повесил два импульса. Но по панораме- по центру. И после смещения фазы одного из них где то на 200мсек — появляется похоже ть. Ну и полирнуть реверберацией комнаты.
Похоже в реальной жизн такое получали двумя микрофонами, расположенными один у сетки комбо, другой — в полутора метрах.

А по медиаторам- ребристая поверхность была у старых советских прозрачных медиаторов, по пол копейки. Звучали смычково тоже.

Популярное